4 февраля проводится Всемирный день борьбы против рака. Цель – привлечь особое внимание всего населения и медицинского сообщества в частности к проблемам профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных заболеваний.
В России ситуация в целом такова: ежегодно более пятисот тысяч человек заболевают и более трехсот тысяч погибают, из них 25% умирают в течение года, что говорит о поздней постановке диагноза. Большинство выявляемых заболеваний (около 60%) – в запущенной форме. У мужчин, по статистике, чаще всего диагностируется рак легкого, у женщин – рак молочной железы, яичников. В нашей стране также высока заболеваемость раком желудка, раком толстой кишки. Но в целом онкология сегодня представлена очень широко. Зачастую пациентов невозможно излечить в силу запущенности болезни на этапах госпитализации в специализированное учреждение, поэтому задача продлить жизнь или сделать качество жизни лучше стоит перед онкологами значительно чаще, чем задача полностью излечить пациента. А каждый онколог мечтает о том, чтобы вылечить больного.
Сейчас можно говорить не только о ранней диагностике, но и о профилактике злокачественных опухолей. И дело не только в попытке убедить пациента расстаться с сигаретой (а курение в 20 раз увеличивает риск развития злокачественных новообразований) и вести здоровый образ жизни, что, несомненно, наиважнейшая задача врача любой специальности. Также надо учитывать, что некоторые формы рака развиваются не de novo, а на фоне длительно существующих доброкачественных новообразований. Так, например, скрининг колоректального рака (занимающего в последнее время лидирующие позиции в статистике онкозаболеваний) позволяет предотвратить смертельную болезнь за счет обнаружения и последующего удаления полипов, которые являются своего рода «зародышами» рака. Большинство полипов (при их исходном небольшом размере) легко удаляются при помощи эндоскопических методов. Однако здесь выявляется другая структурная проблема – в организации скрининга и просветительской работе с населением. Анализ кала на скрытую кровь в данном случае недостаточен, и пациентам показана колоноскопия, но из-за потенциальной болезненности метода и его инвазивности люди зачастую отказываются от обследования.
Диагностические возможности нашей медицины находятся на высоком уровне, но население недостаточно информировано о практикующихся методах ранней диагностики. Для примера: у нас только 20% женщин старше 50 лет проходят маммографию по собственной инициативе, остальные – только лишь по назначению врачей различных специальностей. А как показывает опыт, эффект любого скрининга будет высоким только в том случае, если в нем участвуют не менее 60% пациентов.
С экономической точки зрения, скрининговые программы окупаются примерно за семь лет – за счет большего выявления болезней на ранней стадии (что значительно облегчает лечение) и сохранения жизней трудоспособного населения. У пациентов с раком in situ, как правило, можно избежать назначения дорогостоящей таргетной и химиотерапии.
Одной из проблем организации онкологической службы, которой в последнее время организаторы здравоохранения уделяют пристальное внимание, является дефицит кадров, особенно врачей диагностического звена. Если онкологов в стране не хватает на 30%, то врачей-морфологов – на 60%. Чтобы отличить здоровую клетку от чуть измененной или от той, которая уже стала злокачественной, нужны грамотные специалисты. Впрочем, онкология – многодисциплинарная область, и врач любой специальности найдет применение своим способностям. Причем онкология как наука развивается сегодня стремительно, чему способствуют достижения в смежных отраслях знаний: молекулярной биологии, химии, фармакологии. Российская онкология имеет огромный потенциал, и прежде всего благодаря нашим талантливым и чутким врачам. И задача ставится благородная – вылечить пациента от смертельной болезни, подарить ему вторую жизнь.
Наталья Верзилина