Сколько помнит себя человечество, столько оно болеет гриппом. Ежегодно 15% населения Земли страдает от сезонного гриппа, но время от времени человечество накрывают настоящие пандемии, охватывающие не только целые страны, но и континенты.
Эпидемии и пандемии
Первые упоминания о гриппе датированы 412 г. до нашей эры, когда знаменитый Гиппократ подробнейшим образом описал симптомы заболевания, включая высокую контагиозность (заразность).
В средневековой Европе свирепствовали не только чума и холера, но и банальный грипп, который испанские конкистадоры доставили на американский континент во времена колонизации Америки. В 1493 году Христофор Колумб высадился на Антильских островах, после чего местных аборигенов поразила эпидемия гриппа, после которой выжили лишь единицы.
Масштабные эпидемии гриппа прокатились по Европе в 1510 и 1580 гг. В 1580 году пандемия гриппа, разыгравшаяся в России, захватила не только Европу, но и Африканский континент. Согласно хроникам тех лет только в Риме эпидемия унесла более 8000 жизней, ряд городов в Испании были практически опустошены. Пандемия произвела столь мощное впечатление на итальянских эскулапов, что они подробнейшим образом описали недуг и впервые дали ему официальное название — «инфлюэнца» (в переводе с итальянского — «влияние, воздействие»). Три века спустя болезнь переименовали в грипп (от французского «gripper» и английского «grip» — «схватывать». И действительно, болезнь проявляется внезапно и развивается стремительно — за считанные часы вирус поражает, «схватывает» больного.
Одной из самых опустошительных стала пандемия гриппа 1781 года. Она прокатилась по Италии и Британским островам, истребив большую часть населения, после чего направилась в Африку и Америку, где свирепствовала вплоть до 1789 года.
Вспышки гриппа случались регулярно, однако всемирные пандемии возникали раз в 25–30 лет: в 1580, 1675, 1729, 1742–1743, 1780, 1831, 1857, 1874–1875 годах. Столетиями эскулапы пытались понять природу гриппа, источник его возникновения, причину периодичности эпидемий и, наконец, найти способ лечения.
Палочка Пфайфера
Бесплодные научные поиски продолжались вплоть до 1889, пока грипп опять не напомнил о себе. Очаг инфекции возник в 1889 году в Средней Азии, после чего перекинулся в Россию, а оттуда — в Европу. Через год эпидемии достигла Египта, прошлась по Австралии и Новой Зеландии. В 1891 году добралась до американского континента, поразив жителей Северной Америки, после чего прокатилась по Мексике и Южной Америке, где и окончила свое победное шествие, собрав более 750 жизней.
В 1889 году, в самом начале эпидемии немецкий врач Ричард Пфайфер разгадал причину гриппу, выделив в мокроте больного мельчайший микроорганизм, похожий на палочку. Открытие подтвердили его европейские коллеги, а патогенный микроб получил название «палочка Пфайфера». Это была настоящая победа европейской науки, но вирус не собирался сдаваться.
Через 30 лет, в 1918 году разразилась небывалая по масштабам пандемия, унесшая гораздо больше жизней, чем все фронта Первой мировой войны. Смертельный грипп зародился в Китае, пересек океан и в марте 1918 года был косить население США, а уже в апреле стал свирепствовать в портах Испании, Италии и Франции, и получил название «испанская лихорадка».
Первая волна «испанки» за год обошла весь мир, ее сменили вторая и третья. За первые 2 года пандемия унесла по разным данным от 20 до 50 млн человек — 2,5% жителей Земли. Болезнь убивала в течение нескольких часов: если она настигала в полдень, к вечеру больного уже не было в живых. Те, что выживали в первый день болезни, зачастую погибали в течение следующих дней от тяжелейших осложнений, в частности, пневмонии. Считается, что «испанка» поразила почти треть населения Земли, причем только взрослых, пощадив, как ни странно, стариков и детей. И это стало еще одной загадкой болезни.
Не бактерия, а вирус
Смертоносная «испанка» серьезно озадачила медицинское сообщество, поставив перед наукой ряд новых вопросов. Если раньше врачи принимали возбудитель гриппа за бактерию, то теперь они усомнились в его бактериальной природе. В те времена бактерии сохраняли стабильность, тогда как «испанка» разительно отличалась от имеющихся описаний эпидемий гриппа.
Лишь в 1931 году американский микробиолог Ричард Шоуп, изучающий свиной грипп, выделил из мокроты животных не бактерию, а вирус. А через 2 года британские исследователи Уилсон Смит, Кристофер Эндрюс и Патрик Лейдлоу обнаружили человеческий вирус гриппа, названный впоследствии «вирус гриппа А». Вирус гриппа типа В был открыт в 1940 году Томасом Френсисос, а в 1947 году Ричард Тейлор обнаружил вирус гриппа типа С.
Дальнейшие исследования показали, что вирус гриппа представляет собой покрытый оболочкой шарик, внутри которого — молекула РНК и восемь белков, строение которых определяет три типа вируса: А, В, С. На внешней оболочке располагается еще пара белков — гемагглютинин (H) и нейраминидаза (N), благодаря которым клетки иммунной системы — Т-лимфоциты — распознают и убивают вирус. Однако, стараясь выжить, вирус гриппа мутирует, изменяя структуру внешних белков, чтобы стать незаметным для Т-лимфоцитов.
Сегодня у разных штаммов вируса известно 16 видов гемагглютинина и 9 — нейраминидазы, все они обнаружены у пернатых. У людей были выделены вирусы гриппа с гемагглютинином и нейраминидазой с 1 по 3 типы, поэтому ученые пришли к выводу, что грипп пришел в человеческую популяцию от птиц. В какой-то момент в результате мутации возникли штаммы, способные поражать млекопитающих, в частности, человека.
Оказалось, что вирусы гриппа А и В мутируют от сезона к сезону, что называется антигенным дрейфом. Другая мутация — антигенный шифт — случается гораздо реже, но сопровождается появлением нового штамма вируса. Она-то и вызывает те самые пандемии, когда человечество оказывается абсолютно беззащитным перед новой разновидностью вируса, к которой у него нет антител.
Самым патогенным оказался вирус гриппа А, виновный в смертоносных пандемиях и циркулирующий не только в человеческой популяции, но и в животном мире. Печально известная «испанка», унесшая миллионы жизней, была вызвана вирусом гриппа А/H1N1, пандемия «азиатского гриппа» 1957–1958 гг. (70 тысяч жертв) — вирусом А/H2N2, пандемия «гонконгского гриппа» 1968–1969 гг. (34 тысячи жертв) — вирусом А/Н3N2.
Начало ХХI века ознаменовалось очередным нашествием вируса. В 2003–2008 гг. вирус «птичьего гриппа» А/H5N1, легко преодолев межвидовой барьер, унес 360 человеческих жизней. В 2009 году в Мексике был зафиксирован штамм нового вируса «свиного гриппа» A/H1N1, от которого в 2009–2011 годах погибло около 500 тысяч человек.
Сегодня особую тревогу врачей продолжает вызывать особо патогенный «птичий грипп» А/H5N1, от которого, по данным ВОЗ, умирает каждый второй. Пока в зоне риска остаются люди, непосредственно контактирующие с птицей, поскольку вирус еще не научился передаваться от человека к человеку. Но рано или поздно это произойдет, уверены специалисты.
Эффективная защита
Несмотря на серьезные вызовы, которые бросает нам микромир, и усилия ученых всего мира, создать универсальное лекарство от гриппа на сегодняшний день так и не удалось. При попадании вируса в организм, иммунная система человека распознает вирусные частицы и создает специальную защиту, которая, в конце концов, побеждает инфекцию, если организм оказывается сильнее. Но так происходит не всегда. Жертвами сезонного гриппа становятся группы риска с ослабленным иммунитетом — дети до 5 лет, пожилые после 60 лет, лица с хроническими заболеваниями. Пандемический грипп, напротив, поражает преимущественно здоровых молодых людей от 20 до 50 лет.
Единственный реальный способ уберечься от инфекции и создать коллективный иммунитет — вакцинация протии гриппа, считают эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Изменчивость вируса заставляет ученых ежегодно проводить анализ циркулирующих на данный момент штаммов гриппа и создавать вакцины, защищающие именно от них. Поэтому вакцина, актуальная в данном сезоне, в следующем году не применяется. Прививка в большинстве случаев позволяет не заболеть гриппом, однако не дает стопроцентной гарантии. Но даже в том случае, если человек заболеет, болезнь будет протекать в легкой форме и без осложнений.
ВОЗ определила группы риска, которым вакцинация просто необходима. Это часто болеющие дети; лица, страдающие хроническими заболеваниями органов дыхания (например, бронхиальной астмой) и/или имеющие пороки развития дыхательной системы; с болезнями и/или пороками развития центральной нервной системы, врожденными и/или приобретенными пороками сердца, нарушениями сердечного ритма; заболеваниями почек (хронический гломерулонефрит, хроническая почечная недостаточность); болезнями крови; эндокринными заболеваниями (сахарный диабет); иммунодефицитными состояниями; лица, принимающие препараты, подавляющие иммунную систему; а также беременные женщины и дети, посещающие детские учреждения.
В России большое внимание уделяется вопроса вакцинопрофилактике. Национальный календарь профилактических прививок постоянно совершенствуется. Последние изменения были внедрены в практическое здравоохранение в 2014 году - приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №125н от 21.03.2014 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» введена вакцинация против пневмококковой инфекции, расширен перечень категорий населения, подлежащих обязательной вакцинации против гриппа. С 2014 года дополнительно вакцинация против гриппа показана беременным женщинам, лицам, подлежащим призыву на военную службу и людям с хроническими заболеваниями. Благодаря этим изменениям, бесплатно, защиту от гриппа в эпидемическом сезоне 2014-2015 гг получили более 38 млн человек.
Сегодня иммунобиологические предприятия России способны обеспечить не только группы риска, но и всех желающих современными, эффективными и безопасными вакцинами против гриппа. Россия ежегодно производит около 45 млн доз. вакцин против гриппа. Вакцины Гриппол плюс и Гриппол – основные гриппозные вакцины в России, доля которых на рынке составляет 90%. Они закупаются государством с 2006 года в рамках Национального календаря прививок для массовой иммунизации всех слоев населения. За 15 лет применения этими вакцинами успешно привито более 300 миллионов человек. На фармацевтическом заводе компании НПО Петровакс Фарм в Московской области производится вакцина против гриппа Гриппол плюс. Также по лицензии компании НПО Петровакс Фарм на заводах ФГУП «НПО Микроген» в Уфе и ФГУП СПб НИИВС ФМБА России в Санкт-Петербурге производится вакцина Гриппол. Для иммунизации детей и беременных женщин используется вакцина Гриппол плюс без содержания консервантов в одноразовых шприцах. В этом году Петровакс Фарм в рамках Национального календаря профилактических прививок поставил в регионы более 13,5 млн доз вакцины Гриппол® плюс.
Подготовила Светлана Белостоцкая