О необходимости формирования в России неразрывной инновационной цепочки и организации медицинских кластеров, их целях и задачах, нам рассказал директор Департамента инновационного развития и научного проектирования Минздрава РФ Андрей Васильев.
– Стратегия развития биомедицинской науки предполагает развитие кластеров, – их будет двенадцать по всей стране. Это интересное движение активно развивалось за рубежом и сейчас, наконец, пришло на нашу почву. Кластерный подход активно используется в разных областях науки и технологий: в ИТ, компьютерной отрасли, в фармацевтике, – у нас активно работают биофармацевтические кластеры. Но почему-то медицинскую науку этот принцип обошел.
Мы проанализировали и обнаружили, что у нас есть структуры близкого типа, которые часто объединяют, пусть неформально, образовательные, крупные клинические, научные учреждения плюс инновационные предприятия. Все это входит в единую конгломерацию.
Заявок на вхождение в кластеры было много. Мы все проанализировали, и в конечном итоге было принято решение о создании двух кластеров. Один создается на базе Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова. А второй – на базе Федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова. Собственно, их прообразы уже существуют. Мы рассматриваем их как два пилотных проекта. Посмотрим, как они будут развиваться, и потом этот опыт можно будет транслировать на другие конгломерации.
Нас интересует кластерный принцип, потому что нужно уходить от мелкотемья, от мелких задач и мелких проектов. Нужно решать крупные задачи. А крупные задачи требуют участия в проектах очень разных организаций и предприятий: с различными формами собственности, различного инновационного уровня; образовательных, клинических, научных, технологических, производственных и т.д. Инвестору удобнее финансировать проект, когда он понимает, что и на каком этапе будет сделано, и что он получит в результате. Кстати, и государству это выгодно, поскольку становится ясно, что, где и как будет сделано, какие люди на каком этапе подхватят разработку.
Одна из проблем, которая существует сегодня, – то, что в стране не создана неразрывная инновационная цепочка. Если однажды хороший проект был отобран и вовлечен в инновационный процесс, началась работа по нему, то дальше этот процесс должен быть неразрывным. Исследователи не должны волноваться, что, закончив один этап работы, они останутся без денег и не смогут реализовать второй. Учитывая, что вкладываются большие бюджетные средства, крайне нецелесообразно не доводить процесс до результата. У нас весь процесс разработки нарезан на отрезки, а нам нужны не отрезки, а законченный процесс.
Мы надеемся, что создание медицинских кластеров, а также введение экспертизы научных проектов позволит резко повысить качество и эффективность медицинской науки. Кое-какие обнадеживающие данные мы получаем. За прошлый год у нас значительно выросло число научных статей, которые готовят наши подведомственные организации, значительно выросло число цитирований наших научных статей, вырос индекс Хирши наших научных сотрудников. То есть у нас стало не просто больше продуктов, а именно качественных продуктов.
Источник: http://www.mngz.ru
pharmcluster.ru