10 декабря Госдума РФ внесла изменение в Национальный календарь прививок и дополнила его профилактической прививкой от пневмококковой инфекции, так что с 1 января 2014 года за счет бюджета на 2014–2016 годы, Минздрав получит ресурсы в размере 4,08 млрд рублей в 2014 году, а начиная с 2015 года, (так как нужна ревакцинация) — в размере 6,12 млрд рублей на 12-ю прививку для детей.
Зачем?
По данным ВОЗ, мировой опыт показал, что массовая вакцинация более чем на 80% снижает частоту пневмококковых менингитов и тяжелых пневмоний у детей, и более, чем на треть — заболеваемость всеми пневмониями и отитами. Носительство пневмококков у детей сокращается, соответственно меньшее болеют и невакинированные дети и взрослые.
Нацкалендарь
Национальный календарь прививок в России сегодня — это бесплатные прививки детям и группам риска против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции (10% детей) и гриппа. То есть, с 2014 года в России будут прививать уже от 12 инфекций. Как оказалось, отсутствие вакцинации не только губительно для большой массы детей, но и истощает финансовые ресурсы системы здравоохранения.
Много или мало?
«Во многих странах в национальном календаре прививок предусмотрены 15–18 позиций, — отметила директор НИИ «Научный центр здоровья детей» РАМН Лейла Намазова-Баранова. — Мы же по количеству вакцинаций отстает даже от части стран СНГ».
По данным Сусанны Харит, главного специалиста по вакцинопрофилактике Петербурга, руководителя отдела профилактики инфекционных заболеваний НИИ детских инфекций, в 50% случаев тяжелые отиты среднего уха у детей до 5 лет вызваны пневмококком. При этом тяжелые менингит и сепсис регистрируются с частотой 1,5–2 тысячи на 100 тысяч жителей, а 0,4% больных детей младше года погибают от этих болезней. 10% маленьких детей попадают в клиники с тяжелыми отитами, и в последствии многие из них теряют слух. До сих пор сделать прививку от пневмококковой инфекции в России можно было только платно, в среднем за 100 евро.
Согласно экспертным оценкам, частота носительства пневмококков нарастает у детей в течение первого года жизни, достигая 15%. При обследовании детей в 19 городах РФ носительство пневмококков в 80 детсадах зарегистрировано в 49,3%, а в некоторых — до 50,7%. В начальной школе эта частота снижается до 35%, в старших классах до 25%. И если взрослые, проживающие с детьми, имеют уровень носительства бактерии до 30%, то проживающие без детей — только 6%.
По словам эксперта ВОЗ, профессора Владимира Таточенко, «пневмококковая вакцина для детей до 2 лет защитит от опасных форм пневмонии и менингита не только детей, но и их мам и пап, бабушек и дедушек».
У пневмококка может быть до 90 серотипов. Но агрессию инфекция обычно проявляет по отношению к ослабленным организмам, нередко в простудно-гриппозный сезон. Провоцировать бактерию можно переохлаждением, перепадами давления в барабанной перепонке во время перелетов в самолетах, попаданием воды в ухо, но главное — большой скученностью людей.
Для кого?
Вакцинация против пневмококковой инфекции в первую очередь показана: лицам старше 65 лет, лицам любого возраста групп риска: страдающих сердечно-легочными заболеваниями, хроническими заболеваниями печени, алкоголизмом, диабетом, иммунодефицитом и пр., а также детям до 2 лет. Проводят ее однократно, а повторно только через 5 лет для групп высокого риска и для лиц старше 65 лет (если 1-я доза была сделана до 65-летнего возраста и прошло больше 5 лет с момента вакцинации).
Не у нас
Для того чтобы снизить вероятность инфицирования детей (особенно воспитанников интернатов и детей, посещающих детские сады и ясли) и стариков (это особая группа риска), нужна «иммунная прослойка населения». В США эта прививка введена в нацкалендарь уже 13 лет назад. За это время на 70% сократилась заболеваемость пневмонией среди людей старше 60 лет, частота пневмококковых заболеваний среди детей моложе 5 лет уменьшилась на 77% , а частота обращений в больницу с пневмоний у маленьких детей до 2 лет сократилась на 39%. В большинстве стран Евросоюза, в Канаде и Австралии, пневмококковая вакцина рекомендована для применения у детей раннего возраста из групп риска.
После внедрения PCV7 в Германии со схемой вакцинации 3+1 и охватом в 80% заболеваемость, вызываемой вакцинными серотипами, сократилась на 50%.
Через год после включения вакцины в календарь Голландии произошло 70% снижение уровня заболеваемости от инвазивной пневмококковой инфекции среди новорожденных в возрасте от 0 до 11 мес. В Норвегии при охвате в 95% эффективность составила 74%, произошло быстрое снижение уровня носительства в группе младше 2 лет, не повышалась заболеваемость, вызванная невакцинными штаммами.
С 2000 года прививку от пневмококковой инфекции для детей от 0 до 2 лет ввели уже в 90 странах мира, а в 37 она была внесена в нацкалендари иммунизации. 72 страны получили международную помощь для проведения бюджетной вакцинации.
ВОЗ предполагает, что глобальное использование вакцинации против пневмококка поможет предотвратить 5,4–7,7 миллионов детских смертей к 2030 году.
Наша справка: Возбудитель пневмококковой инфекции Streptococcus pneumonia — нормальная составляющая микрофлоры верхних дыхательных путей. Существует, по крайней мере, 84 различных капсульных типов пневмококков, но большинство (более 90 %) инвазивных заболеваний вызывается 23 серотипами. В норме от 5 до 70% людей являются носителями одного или нескольких типов пневмококков. Уровень носительства выше среди детей (до 35%), чем у взрослых (20%). У «организованных» (проживающих или находящихся в коллективах) детей и взрослых уровень носительства максимален. C появлением множества антибиотиков достаточно «безобидные» ранее пневмококки приобрели устойчивость к лекарственным препаратам. Так, уровень устойчивости к пенициллину составляет до 50% от всех выделяющихся пневмококков, к тетрациклину и левомицетину — около 30%. Заболевание развивается быстро, в течение 2–3 дней, и времени на определение чувствительности к антибиотикам, как правило, нет.
Нозологические формы пневмококковых инфекций: менингит, пневмония, артрит, остеомиелит, отит, синусит. Самая частая клиническая форма этой инфекции у детей — воспаление среднего уха, воспаление легких и менингит (около 5–20% всех гнойных бактериальных менингитов), у взрослых — пневмония (до 65% от числа всех пневмоний), сепсис (заражение крови, самая тяжелая форма — с летальностью до 50%), менингит. Инкубационный период — от 1 до 3 дней. Особенно часто и тяжело болеют маленькие дети и пожилые люди старше 65 лет. В России удельный вес пневмококковых пневмоний среди взрослых — 35–65% плюс уровень лабораторно неподтвержденных случаев — 32%.
Пневмококк служит причиной 20% обострений хронического бронхита. Согласно американской статистике, пневмококковый отит является самой частой причиной снижения слуха у детей. По данным ВОЗ, пневмококковые заболевания ежегодно уносят 1,6 миллионов жизней, из которых 1 миллион — дети младше 5 лет. При менингите, вызванном пневмококком, умирает каждый шестой заболевший ребенок, а 50% выживших детей остается инвалидами (с поражением головного мозга, эпилепсией или глухотой).
Ирина Власова