Обезболивание: первый шаг

4 июля 2013 г., четверг

Приказом Минздрава России утвержден новый порядок назначения и выписывания некоторых лекарственных препаратов для обезболивания, формы рецептурных бланков, а также порядок их оформления, учета и хранения таких лекарств. (Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Зарегистрирован Минюстом России 25 мая 2013 г.)

 

Приказом вводится ряд норм, «направленных на обеспечение большей доступности паллиативной помощи больным с выраженным болевым синдромом». Порядок назначения наркотических и психотропных лекарств, в том числе тех, которые используются для обезболивания тяжелых и хронических пациентов в РФ крайне затруднен.

 

Либерализация?

По новым правилам с 1 июля назначать обезболивающие опиоидные препараты сможет и врач-специалист (например, ревматолог или онколог), и участковый терапевт по месту жительства, а также лечащий врач стационара.

Когда тяжелого пациента выписывают из стационара, и он безнадежен, то выдать ему обезболивающие лекарства возможно теперь на 5 дней, раньше это было запрещено. Конкретное решение теперь все равно должен будет принять и оформить лечащий врач. Этими решениями смогут воспользоваться не только онкологические, но и хронические больные, которым требуется обезболивание. Самое важное, пожалуй, то, что рецепты на психотропные и обезболивающие препараты, в частности на кодеиносодержащие лекарства, теперь будут действовать до 2 месяцев, и это существенно дольше, чем раньше.

Если большее количество препарата выписать будет нельзя, также как это было по прежним нормам, то теперь разрешена бОльшая дозировка при выписке таких лекарств, как омнопон, промедол, буторфанол, фентанил.
Для лекарств по рецептам «строгого учета» разрешена теперь бОльшая дозировка.

Еще одна новость состоит в том, что при отпуске таких препаратов врачи обязаны выписывать их по международному непатентованному наименованию (МНН). А уж если такового нет, — по группировочному наименованию либо, как указывает Приказ, по торговому наименованию.

При индивидуальной непереносимости лекарства или противопоказаниях врач может указать в рецепте торговую марку, но к такому назначению должна прикладываться запись в медкарте лечебного учреждения, и ее утверждает комиссия ЛПУ.

«При этом для льготных категорий населения в существующий порядок лекарственного обеспечения по льготным рецептам не вносится никаких изменений, поскольку в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 г N 94 закупка лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения и сейчас производится по международным непатентованным наименованиям», — указывает приказ.

Для всех остальных пациентов «приказ расширяет возможности выбора, так как из предложенной пациенту в аптеке линейки препаратов с одним и тем же международным непатентованным наименованием, он может выбрать необходимый ему препарат с учетом цены и качества» — так говорит документ.

Данный приказ предполагает возможность электронной формы рецептурного бланка, который изготавливается и заполняется через компьютер.

 

Косметическая чистка?

Пациентское сообщество онкологических больных такие изменения только приветствует, поскольку документ учел рекомендации сообщества, отметил председатель Исполнительного комитета Межрегионального общественного движения «Движение против рака», член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения РФ Николай Дронов.

Его поддержал эксперт фармрынка Николай Беспалов:

«Да, это очень важный Приказ. Сейчас очень часто получается, что больные с тяжелыми, иногда смертельными заболеваниями, которые сопровождаются сильными болями, могут на некоторое время остаться без обезболивающих препаратов, либо нужно потратить массу времени и сил, чтобы пациент мог получить такие препараты. Проблема очень долго не замечалась чиновниками, и я могу расценить изменение порядка выписки этих препаратов как очень позитивный шаг. Это безусловное достижение команды нового министра».

Впрочем, едва ли ситуация изменится резко, полагает Николай Беспалов. «Во-первых, врачи боятся выписывать такие препараты, тем более если речь идет не о профильных специалистах, а о терапевтах. Более того, в приказе фигурирует оговорка, что выписка препаратов может осуществляться лечащим врачом, только если в лечебном учреждении утвержден соответствующий внутренний регламент. Но пока такие регламенты будут выработаны, пройдет немало времени. Помимо этого в Приказе вводится упрощенный порядок выписывания кодеинсодержащих препаратов, больные с хроническими заболеваниями смогут использовать рецепт на них в течении 2 месяцев. Это отчасти должно решить проблему доступа к ним тех пациентов, которые используют их при хронических заболеваниях, привыкли к ним и испытывают сложности при переходе на альтернативные препараты, которые отпускаются без рецепта».

Другие эксперты отнеслись к новому Порядку строже.

«Новый Приказ внес по большей части косметические изменения, — отметил директор автономной некоммерческой организации «Центр Социальной Экономики», кандидат фармацевтических наук Давид Мелик-Гусейнов, — система отпуска обезболивающих препаратов проще в целом не стала. Хотя и есть некоторые послабления. Я бы среди них отметил то, что появилась возможность увеличить время, на которое выписан рецепт. Что же касается электронной формы выписки, то это, на мой взгляд, еще далекое будущее. Выделены кодеиносодержащие препараты и для них определено более либеральное обращение на рынке. По крайней мере, теперь не надо будет собирать медкомиссию для их назначения. Это сможет сделать лечащий врач».

Однако эксперт предполагает новые сложности. «Лечащий врач при общей сложной и «перестраховочной» схеме будет, естественно, бояться выписывать такие препараты, которые требуют заверений различных специалистов. Не упростилась и схема работы с ними и для аптеки — она чрезмерно щепетильна. И это тормозит развитие этого сегмента рынка». Хотя в целом направление Приказа эксперт считает правильным. «Это только первый шаг к либерализации, — считает Давид Мелик-Гусейнов, — их нужно еще сделать много».

В Обществе специалистов доказательной медицины особого облегчения для пациентов от внедрения данного порядка тоже не увидели.

«Напрасно трубят в фанфары, — заявил Президент Общества профессор Василий Власов. — Это старый документ, Минздрав его просто сейчас вывесил после одобрения Минюстом. Да и изменения в нем, в смысле послабления, минимальные. Такие меры при усложненном и жестком отпуске обезболивающих препаратов крайне недостаточны. Они далеко не компенсируют того ужесточения контроля, которое введено весной этого года переводом ряда наиболее популярных и действительно важных препаратов в разряд «наркотиков». Минздрав, увы, подтвердил свою роль главного ограничителя доступа больных к обезболиванию. «Госнаркоконтроль» может опять пальцем показывать на министра Скворцову — «Вот она виновата!». В действительности же этот «варварский порядок» сохраняется в российском здравоохранении из-за страшного давления, который «Госнаркоконтроль» и другие силовики оказывают на Минздрав. Минздрав же не способен этому давлению сопротивляться».
 

Ирина Власова

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International