В марте 2013 года правительство России по инициативе премьер-министра Дмитрия Медведева поручило руководителям Министерства здравоохранения и Федеральной антимонопольной службы рассмотреть вопрос о возможных ограничениях в СМИ относительно рекламы лекарственных средств. Портал Superjob.ru провел опрос общественного мнения по этому вопросу — надо ли запрещать рекламу лекарств в средствах массовой информации.
Опрос был проведен с 14 по 24 апреля 2013 года во всех округах России, были опрошены экономически активные жители старше 18 лет 211 населенных пунктов – всего 1600 человек. Ответы респондентов распределились следующим образом:
Некоторые комментарии респондентов:
«Нужно запретить рекламу лекарств» — 47%
Региональный представитель, 46 лет, Екатеринбург: «Но только лекарства, особенно обезболивающие и подобные группы. Реклама БАДов должна остаться, но заводского производства и имеющих соответствующую регистрацию».
Начальник планово-производственного отдела, 45 лет, Нижний Новгород: «Люди часто покупают лекарства по рекламе и не обращаются при этом к врачам. Считаю, что они могут этим себе сильно навредить».
Системный администратор, 30 лет, Владивосток: «Рекламирование лекарственных препаратов приводит к популяризации их покупок среди простого населения, что вызывает масштабную подделку и продажу их через аптеки. Данное действие приводит людей, больных различными заболеваниями, к трате своих сбережений на препараты под дорогими ценниками, которые в свою очередь являются пустышками».
Методист, 56 лет, Москва: «Выписывать лекарства должен доктор, поэтому реклама препаратов должна быть адресной (например, в Институтах усовершенствования врачей, в системе повышения квалификации медицинских работников)».
Старший инженер, 26 лет, Владивосток: «Безусловно. Реклама — тупой развод. Название лекарств необходимо узнавать у врача, а не с ТВ/интернета. Хотя если запретить, то рекламные бюджеты фармацевтических компаний польются в карманы недобросовестных врачей. Давно пора за введение в заблуждение уголовный срок давать!»
Бухгалтер, 27 лет, Анапа: «Чем больше лекарство разрекламировано, тем выше на него цена».
Генеральный директор, 35 лет, Москва: «Люди должны обращаться к врачу, чтобы он назначал лекарства, а, не насмотревшись рекламы, заниматься самолечением».
«Не нужно запрещать рекламу лекарств» — 24%
Эксперт, 45 лет, Энгельс: «Реклама лекарств только в специализированных изданиях».
Начальник цеха, 58 лет, Челябинск: «А как тогда можно узнать о новых лекарствах… от бабушек на скамейке, что ли?»
Нет данных, 51 год, Владивосток: «Нет, нельзя запрещать рекламу, но контроль со стороны государства за предприятиями, выпускающими эту продукцию должен быть обязательно, а так же ужесточить закон для тех, кто выпускает контрафактную продукцию».
Ведущий инженер, 37 лет, Нижневартовск: «Прежде чем купить лекарство, нужно узнать, какие ещё аналоги существуют. Если запретить рекламу, информации станет меньше».
Продакт-менеджер, 35 лет, Волгоград: «Этого допускать нельзя ни в коем случае. Так как будем покупать или самое дорогое, или лекарство, на закупке которого будут заинтересованы врачи. Сейчас торговля и в этом продвинулась. Дистрибьюторы договариваются напрямую с врачами о выписке конкретного средства, которые по результатам получают гонорар».
Заведующий канцелярией, 59 лет, Москва: «Лекарство — это тот же товар, только специфический, а значит, на него распространяются законы рынка. Не будет открытой рекламы — будет скрытая реклама».
«Затрудняюсь ответить» — 29%
Исполнительный директор, 45 лет, Тольятти: «Лекарство выписывает врач, он пускай и получает информацию о лекарствах, и за их применение отвечает».
Мастер участка, 54 года, Омск: «Я не верю рекламе. Никакой».
Главный специалист-эксперт, 34 года, Ессентуки: «Результат рекламы — самолечение. Но и наша медицина оставляет желать лучшего, и платная, и бесплатная. Скоро будем подорожниками лечиться с нашими мега-врачами!»
Программист, 48 лет, Москва: «Ограничить рекламу нужно по многим направлениям, а вот предоставить точную профессионально выверенную информацию просто необходимо. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!»