В соответствии с приказом Минздрава от 20 декабря 2012 г. № 1175н в России с 1 июля 2013 года назначение и выписывание лекарств должно производиться по международному непатентованному наименованию (МНН). Предполагается, что эта мера будет сдерживать коррупцию со стороны врачей при назначении медицинских препаратов. А в случае индивидуальной непереносимости лекарства больному будут назначать по торговому названию комиссионно.
Сетевой разум
На специализированных интернет-ресурсах для медиков уже начались споры и возмущения. «ЖНВ ЛС опубликован, но все-таки дополнение к нему не совсем понятно. Ну то, что все привязано к действующему веществу, понять еще можно. Но что список куций, понять нельзя. Но не с нашей колокольни лезть в головы сильных мира всего. Лично я работаю соматическим врачом в психиатрической клинике. Теперь от врачей-психиатров требуют писать назначения согласно МНН номенклатуре. Вот у меня и возникает резонный вопрос: почему в стационаре я должен назначать МНН лекарства?», — пишет доктор Игорь С. в профессиональной сети «Врачи РФ». Если ситуацию в амбулаторном звене медики еще как-то понимают, то в стационаре нет никакой ясности ни для медиков, ни тем более для пациентов. «Все-таки стационарное лечение ведется под медицинским надзором, и мы вправе назначать средства не из категории "можно", а из категории "нужно". Просто доходит до абсурда…», – продолжает доктор. «Если уж я работаю в стационаре, то и должен лечить больных тем, что есть в больнице! А уж что в больнице есть, — на совести аптечного снабжения!» — полагает доктор Игорь С.
Другой доктор Михаил Г. там же пишет: «…из нас делают тупых роботов…». То есть получается, «…что в аптеке дадут, это ужо без нас. Вот только думай потом – то ль лекарство не то, то ли сам дурак!!!» Ряд профессиональных медиков делает грустный вывод, предполагая, что решение принято в угоду отечественным «закрышованным фармзаводикам», которые производят некачественные лекарства. «Думаю не надо объяснять, что МНН МННу большая рознь – качество производства, степень очистки субстанции и балластные вещества еще никто не отменял…», — написал Михаил Г. Доктор Наталья Р. так изложила мнение врачей по поводу нововведений: «…мы все еще пытаемся думать, что больные нам не безразличны, и все еще хотим им помочь…, но администраторы здравоохранения навязчиво пытаются искоренить в нас любовь к профессии и пациентам. На первом месте коммерция и деньги. Скоро у них все получится».
Опыт соседей
В Белоруссии сходные правила введены с 2006 г. Доктор из Минской клиники анонимно рассказала, что «…в Белоруссии давно уже есть список рекомендованных препаратов, и врач не имеет права выписывать что-либо не по списку и даже рекомендовать. Это жестко наказуемо, за этим следует обвинение в коррупции и сговоре с фирмами. Прогноз доктора из Минска о том, как будет развиваться ситуация в стационарах России, предполагает возможные компромиссы: «Скорее всего, доктора будут устно говорить больному, какой препарат лучше, и больной сам его купит, а пациентов, которые будут шуметь и требовать рекомендованное, будут лечить по стандарту».
Отдельная история про закупки лекарств. Министерством был утвержден список рекомендованных препаратов белорусского производства, если в РБ целевой препарат не выпускается, то эти лекарства составляют отдельный учетный список. На все учетные препараты требуется запись в истории болезни с обоснованием назначения, подготовленным консилиумом и подтвержденным тремя подписями: лечащего врача, завотделения и начальника медицинской службы. Если пациент в стационаре или родственники настаивают на приеме иного препарата – импортного, – то запись о смене препарата делается в истории болезни. Историю контролирует завотделением и начмед по листу назначений. Все препараты, выданные старшей медсестрой, вписываются в тетради, и их прием учитывается до каждой таблетки. «Врачи в основном работают по совести, но в эпикризе пишут то, что было рекомендовано из списка», — сказала доктор. В результате клиники и больницы задавлены ворохом бумаг. Все это требует от медсестер огромных затрат времени, и они вынуждены в начале и в конце смены проверять списание препаратов и пересчитывать все таблетки.
До какого-то момента список, ограничивающий закупки, в Белоруссии действовал только для стационаров, однако впоследствии он стал действовать и для аптечной сети. Но импортные ЛС полностью не убрали – они составляют до 20% закупок.
Лекарства на бумаге
По мнению экспертов, сейчас важно, чтобы в действующем Перечне ЖНВЛП, на который заставляют ориентироваться врачей теперь и стационара, был строго научным, чего по мнению Президента общества специалистов доказательной медицины, профессора Василия Власова, до сих пор не произошло. «Хороший врач назначит то, что нужно больному. А кто-то не будет назначать, чтобы не осложнять себе жизнь», — считает профессор В. Власов.
Более критично оценил ситуацию заместитель председателя Формулярного комитета РАМН, профессор Павел Воробьев. «В Перечень ЖНВЛП входят не все необходимые препараты. В него не включены многие цитостатики, препараты, используемые в психиатрии. Возьмем, например, антибиотик тобрамицин против синегнойной палочки, жизненно необходимый детям с муковисцидозом, которая вызывает до 15–20% всех внутрибольничных инфекций. Выпускается лекарство в различных формах; назначается для длительного лечения на 2-3 года. Не будет нужной формы в Перечне ЖНВЛП, что тогда делать пациенту и что делать врачу? – восклицает Павел Воробьев. – И сейчас пациенты недополучают многие лекарства, и этот процесс будет только нарастать».
«Нынешние документы – стандарты, порядки, приказы – написаны вопреки логике и только препятствуют лечению, — говорит исполнительный директор СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» Сергей Лазарев. — Даже если изначально была какая-то здравая идея, в нынешней системе она работать не может, а систему никто не меняет. Поэтому Минздрав нажимает на «контроль и надзор», вместо того чтобы просто решение отменить. Пишут «увеличить врачам зарплату», а зарплата снижается. Принимают закон о бесплатном донорстве, а он в предложенном виде не работает… Осталось выпустить последний приказ: запретить врачам лечить».
Чтобы проверяющие не мешали работать, врачи придумывают хитрости. «Лично я советую коллегам в частных клиниках выполнять из стандартов и порядков то, что на пользу больному, а на остальное – на ненужные анализы, на ненужные препараты – оформлять «отказ пациента». Конечно, все это требует кучу бумаг, заполнения моря журналов, убивает время врача и медсестры. Потому мое отношение к новому решению, мягко говоря, «скептическое», — отметил С. Лазарев. «Видимо, каждый главврач будет выкручиваться, как может», — добавляет он.
Своим мнением о том, как будет действовать практикующий врач после введения нового порядка назначения и выписывания лекарств, с РИА АМИ поделился директор московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор Леонид Рошаль.
По его словам, врач в любом случае будет для своих клинических отделений «стараться покупать именно те лекарственные препараты, которые нужны конкретному больному ребенку».
Ирина Власова