Вакцинопрофилактика является сегодня самым эффективным и экономически целесообразным средством обеспечения эпидемиологического благополучия. С ее помощью можно предупреждать массовые инфекционные заболевания, в отношении которых другие методы профилактики неэффективны. Это касается инфекций, передающихся воздушно-капельным путем (корь, коклюш, краснуха, грипп), либо болезней, возбудители которых могут выживать во внешней среде (полиомиелит, столбняк, туберкулез), либо тех, что могут протекать бессимптомно или при которых формируется носительство возбудителя.
Инфекции под контролем
Под руководством ВОЗ в мире проводится вакцинация детей против 9 инфекций: туберкулеза, дифтерии, столбняка, кори, полиомиелита, коклюша, гепатита В, гемофильной типа В и желтой лихорадки. В России, в Национальном календаре профилактических прививок, все эти инфекции тоже значатся, кроме желтой лихорадки. Зато список дополнен эпидемическим паротитом, краснухой, а также гриппом (вместе со взрослым населением групп риска). По эпидпоказаниям проводится также вакцинация еще против 13 инфекционных болезней. Таким образом, в России 24 инфекции контролируются с помощью вакцинопрофилактики.
Чтобы обеспечить эпидемиологическое благополучие в России, нужно охватить вакцинацией 95% детей. Об этом сообщила заведующая лабораторией иммунопрофилактики ФБУН ЦНИИЭ РПН д.м.н. профессор Ирина Михеева на круглом столе «Борьба с вакцинофобиями. Важность вакцинации как элемента здорового образа жизни». По ее словам, именно благодаря высокому уровню охвата детей прививками (до 95%) медикам удалось не допустить вспышек смертельно опасных инфекционных заболеваний. Ирина Михеева отметила: «По данным ВОЗ, в 2012 г. Россия подтвердила статус страны, свободной от полиомиелита. Но если 10% детей останутся не привитыми, это может расцениваться как условие для возникновения эпидемических вспышек».
«Отказываясь от вакцинации собственного ребенка, — объяснила Ирина Михеева, — родители подвергают риску заражения не только его самого, но и других детей, которые будут находиться с ним в одном коллективе, а также персонал детских и образовательных учреждений, среди которых могут быть беременные женщины. Кроме того, больные дети могут заразить своих пожилых родственников». Для перечисленных групп взрослых «детские» инфекционные болезни могут быть фатальными.
Таким образом, 95-процентный охват детей прививками – это насущная эпидемиологическая необходимость. Если эту работу остановить, массовые и опасные болезни вернутся. Например, в 2011 г. произошел завоз дикого вируса полиомиелита из Таджикистана. Только благодаря высокой доле защищенности детского населения с помощью прививок, не произошло массового распространения данного заболевания.
«Детские» инфекции «взрослеют»
От «детских» инфекций сейчас нужно прививать и взрослое население. С одной стороны, снижается частота детской заболеваемости – это связано с воздействием социальных факторов: улучшаются условия жизни, уменьшается наполняемость детских групп в дошкольных учреждениях, расселяются коммуналки. Люди теперь больше разобщены, и между ними нет таких тесных контактов, как ранее. Поэтому угроза заболевания воздушно-капельными инфекциями для детей снижается.
Но, с другой стороны, люди, не переболевшие «детскими» инфекциями вовремя, могут заразиться ими во взрослом возрасте. Кроме того, раньше не было 95-процентного охвата детей вакцинацией, и у взрослых, которые ранее не были привиты, иммунитета нет.
«То есть часть взрослого населения не имеет ни постинфекционного, ни поствакцинального иммунитета вообще, — уточнила профессор Михеева. — И инфекции, ранее считавшиеся «детскими», стали регистрироваться у взрослых.
Недостаточное качество иммунизации детского населения в прошлом, наряду с другими социальными факторами, обусловило «повзросление» кори и эпидемического паротита. Доля взрослых среди заболевших этими инфекциями в настоящее время составляет 60-80%. У взрослых «детские» инфекции, как правило, протекают тяжелее. Это очень опасно — повышается вероятность заболевания беременных женщин, заносов возбудителей «детских» инфекций во взрослые стационары, где находятся пациенты с ослабленным иммунитетом.
Следствие «повзросления» инфекций — заболеваемость детей первого года жизни, поскольку от многих болезней защищают материнские антитела, циркулирующие в крови новорожденных. Но если матери не болели и не привиты, то они не имеют антител и соответственно не могут передать их своим детям.
«Предотвратить негативные последствия вышеизложенных факторов можно только одним способом, — напомнила Ирина Михеева – вакцинированием взрослого населения».
Дополнительная кампания
Для нейтрализации негативной тенденции «взросления» «детских» инфекций в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения была организована кампания массовой дополнительной иммунизации взрослых. С 2011 г. она закреплена в Национальном календаре профилактических прививок и имеет статус плановой вакцинопрофилактики.
В итоге с 2006 г. суммарно привито против кори более 9 млн. взрослых, против краснухи – более 37,5 млн. детей, девушек и женщин до 25 лет. Проводилась кампания и по вакцинации против вирусного гепатита В. Трехкратно привито свыше 57,3 млн. детей, подростков и взрослых до 55 лет.
«Мы должны объяснять, что необходимо прививать взрослых, — убеждена профессор Михеева. — В законе об иммунопрофилактике есть право на отказ от прививок, но никто не вспоминает, что есть и обязанности». Их всего две: следовать рекомендации медицинских работников в сфере вакцинопрофилактики и, в случае отказа от прививки, подтверждать его в письменной форме.
Опасная «ветрянка»
На фоне эпидблагополучия в отношении других инфекций все более необходимой становится вакцинопрофилактика против ветряной оспы. «В мире есть безопасные и эффективные вакцины против данной инфекции», — говорит профессор Михеева.
Тревога эпидемиологов имеет весомые причины. На фоне снижения заболеваемости корью, эпидемическим паротитом, краснухой, значимость ветряной оспы в структуре инфекционной патологии остается высокой. Так, среди 56 нозологических форм ветряная оспа занимала лидирующие позиции в течение последних 6 лет по числу зарегистрированных случаев. Доля ветряной оспы в структуре инфекционной патологии (без гриппа и ОРВИ) за последние 6 лет составляла 23,3-30,5%.
В 2011 г. ветряной оспой в России заболели 792 502 человека. Кроме того, это одна из немногих инфекций с зарегистрированными летальными исходами. В 2011 г. от нее погибли 4 ребенка.
Подсчитано, что только ветряная оспа наносит России ежегодно колоссальный экономический ущерб в размере 5,5 млрд. руб. – это затраты на лечение осложнений и госпитализацию, убытки от непроизведенного валового национального продукта в результате пребывания родителей и взрослых на больничных. Вирус ветряной оспы вызывает еще и опоясывающий лишай. Общий ущерб от двух этих заболеваний составляет ежегодно 15 млрд. руб.
Наиболее часто «ветрянка» поражает детей 3-6 лет. Почти половина детей переболевает в возрасте до трех лет. Основное число зарегистрированных случаев «ветрянки» приходится на тех, кто посещает дошкольные образовательные учреждения. Причем, по данным серологических исследований, проведенных в одном из административных округов Москвы, значительная доля населения (около 40%) к вирусу ветряной оспы антител не имела. Поэтому прививать следует на втором году жизни, чтобы дети не болели.
При этом однократной прививки от ветряной оспы в Национальном календаре будет недостаточно. Целесообразно проводить вакцинацию двукратно: в возрасте 12 месяцев и перед школой, в 6 лет. Такой опыт уже есть в других странах, в частности, в Германии, и он доказал свою эффективность. В Германии уже с 2004 г. детям вообще проводят двукратную прививку тетравакциной – сразу против кори, краснухи, эпидемического паротита и ветряной оспы.
Ирина Михеева привела весомый аргумент в пользу прививок: в России прослеживаются подъемы и спады заболеваемости ветряной оспой. С большой вероятностью можно прогнозировать ее рост в ближайшие 7-8 лет.
Рынок вакцин – свой
Национальный календарь профилактических прививок – ответственность федерального и регионального бюджетов. «Для населения эти прививки бесплатны, — напомнила Ирина Михеева. — В аптеках они могут, конечно, продаваться, но объем продаж через розницу очень небольшой».
Все вакцины Национального календаря производятся в нашей стране – почти все предприятия после распада СССР остались в России. Не было вакцины против краснухи. Она включена в календарь и ранее закупалась за рубежом, а сейчас уже налажено отечественное производство. В ближайшее время оно должно выйти на необходимые объемы.
Светлана Богданова