МОСКВА, 8 ноября 2012. По завершении пресс-конференции Российское агентство медико-социальной информации АМИ поинтересовалось у присутствовавших журналистов и экспертов, как они оценивают выступление министра здравоохранения. Опрошенные нами представители прессы обратили внимание на некоторые нестыковки в речи Вероники Скворцовой. Получить комментарии по всем моментам, вызвавшим вопросы, журналисты не смогли, так как, по сообщению пресс-секретаря Олега Салагая, главу ведомства пригласили на внеочередное совещание к Ольге Голодец, из-за чего у Вероники Игоревны не осталось времени на общение с журналистами.
В этой публикации мы решили обозначить некоторые «болевые точки», по которым журналисты и эксперты ожидали получить больше информации.
Информатизация здравоохранения
В ходе встречи министр доложила о ходе реализации программы информатизации системы здравоохранения и выразила уверенность, что эту программу во всех регионах удастся завершить к концу года в соответствии с установленным планом.
В этой связи у многих экспертов возникли вопросы, как это заявление корреспондируется с отчетами, публикуемыми ежемесячно на сайте Минздрава, в которых упоминается, что например, по состоянию на сентябрь в ряде регионов еще вообще не начиналась реализация такого блока, как информатизация здравоохранения. Согласно тем же документам, в целом освоено около 20% средств, отпущенных на информатизацию. Насколько в этом контексте уместно говорить о своевременном выполнении программы информатизации? Этот вопрос журналисты хотели бы прояснить у руководства Минздрава.
Также говорилось о том, что ведомство планирует продлить программу модернизации здравоохранения на следующий год, и делаться это будет не только за счет средств субъектов Российской Федерации, но и за счет средств ОМС. Но, как известно, после 2013 года вводится оплата медпомощи по полному тарифу. В связи с этим возникает вопрос, какие средства ОМС планируется использовать для продолжения программы модернизации? Как вообще оценивается объем необходимых средств? И чем объясняется необходимость продления этих программ?
Как показывает практика, реализация программ на местах значительно расходится с тем, что закладывалось при появлении законодательных инициатив. За примером далеко ходить не надо. Достаточно взять Москву, где во взрослых поликлиниках информационные системы худо-бедно еще внедряются, а в детских – запись к врачу все еще ведется по старинке. Например, в детских поликлиниках на юго-западе столицы полностью отсутствуют и электронная запись и журналы. Там все еще в ходу карточки «кирпичи», и юный пациент как был привязан к одному учреждению, так и остается прикованным с этой карточкой к медучреждению.
Финансирование Программы развития здравоохранения
Большое количество вопросов вызвала Программа развития здравоохранения до 2020 года. Все они в основном были связаны с суммой, заложенной на ее реализацию. Всего на осуществление Программы заложено 30 трлн руб. Согласно планам, в нынешнем году на эти цели будет выделено 600 млрд руб., в следующем – уже 1 трлн. Однако большая часть средств – 26 трлн – должна прийтись на второй этап, рассчитанный на период с 2016-2020 гг. В этой связи журналисты обратили внимание на значительную разницу в цифрах. Заложенные темпы роста финансирование уж очень большие. Откуда такие деньги могут даже теоретически взяться?
Система лекарственного обеспечения
Программа развития здравоохранения включает, в том числе, средства, которые необходимы для введения системы лекарственного возмещения. Сама по себе стратегия лекарственного возмещения средств не содержит, а модель, по которой лекарственное возмещение будет осуществляться, не выбрана. Сколько денег следует возмещать конкретной категории пациентов, будет определяться в зависимости от модели. Таким образом, в Программе развития здравоохранения учитываются только деньги на лекарства, выдаваемые в стационарах. Лекарственные средства на амбулаторное лечение не учтены, за исключением определенных категорий льготников. Получается, что цифра в 30 трлн руб. должна прирасти еще достаточно большой суммой, которая призвана покрыть расходы на амбулаторное лечение.
Учитывая то, что планируется возвращать населению как минимум 50% стоимости лекарства, с точки зрения бюджета реализация этих планов кажется чем-то нереалистичным. К сожалению, Вероника Скворцова не остановилась на этом подробнее, и эти вопросы не были заданы министру.
Также не до конца понятно, как же на самом деле обстоит дело с бюджетными средствами, которые направляются в систему здравоохранения. По словам Вероники Скворцовой, средства уже выделены, но по заявлению ее заместителя Игоря Кагармяняна, от Правительства России еще только предстоит добиться их выделения. Но откуда возьмутся эти средства, если у Правительства, как известно, их нет?
Стандарты медицинской помощи
У журналистов и экспертов остались вопросы относительно стандартов медицинской помощи, которые, как известно, рассчитаны не для того, чтобы врачи лечили, руководствуясь ими, а предназначены для организаторов здравоохранения, чтобы они смогли спланировать средства на оказание медицинской помощи, которые затем возмещаются медучреждению.
В стандарте прописано, что при определенных показаниях пациенту может быть сделано, например, два вида исследований. Какое именно, должен решить сам врач, исходя из состояния больного и своих представлений. Сегодня, поскольку оплата ФОМС происходит только после экспертизы качества медпомощи, пациент становится «заложником» системы, при которой, например, его вынуждены держать определенное количество дней в стационаре, чтобы медучреждение смогло получить средства по ОМС. Вероника Игоревна отметила, что врач должен быть свободен в выборе методов лечения, однако каких-то реальных шагов для исправления этой системы пока предложено не было.
Изменение статуса медицинских организаций
Определенное количество вопросов было связано с изменением статуса медицинских организаций на бюджетные, автономные и казенные. Министр заявила, что грядущие перемены ее не пугают, и статус организации не отразится на оказываемой медпомощи. Однако экономический стимул никто не отменял. В пояснительной записке к федеральному закону № 83-ФЗ, который ввел это разграничение, поясняется, что закон принимается для привлечения внебюджетных средств. Сюда относятся средства ОМС и средства от реализации платных услуг. Если учреждение не получает финансирование в желаемом объеме, оно будет развивать то направление деятельности, которое финансово выгодно, так как оно на это экономически стимулировано. То есть руководители будут искать лазейки для увеличения платных услуг. Хотя министр дала понять, что выступает против этого, сегодня все еще действует прямо противоположный принцип.
К сожалению, из-за ограниченного времени общения многие вопросы так и остались без ответа, например, не была поднята чрезвычайно актуальная сегодня проблема совершенствования подготовки медицинских кадров. Многие эксперты и журналисты высказались за то, чтобы подобные встречи проходили чаще. Возможно, имеет смысл проводить встречи в двух форматах – для популярных СМИ и профильных изданий, в ходе которых поднимать актуальные для каждой целевой аудитории проблемы. Другие представители прессы жаловались на то, что выступление министра не сопровождалось иллюстративными материалами и статистическими данными, а подготовленных пресс-релизов хватило далеко не всем. Некоторые работники СМИ также высказали пожелание заранее получать проработанные анонсы подобных мероприятий в будущем, поскольку не все из них являются специалистами, досконально знакомыми с отраслевой проблематикой.
Рамиль Валеев