Тем не менее, сегмент дешевых медикаментов по-прежнему занимает 59% фармацевтического рынка.
Москва, 25 октября 2012. Такие показатели привел генеральный директор компании DSM Group, член Координационного совета Российской ассоциации фармацевтического маркетинга Сергей Шуляк на XIV ежегодной Всероссийской конференции «Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий – ФармМедОбращение 2012».
Анализируя рынок лекарственных средств, С. Шуляк отметил, что рынок лекарственных средств после пятилетнего периода роста достиг 100 млрд рублей. Предполагается, что в последующие годы эти цифры сохранятся. То есть население и государство вместе могут дополнять рынок только на эту сумму, отметил эксперт.
Если говорить о тенденциях рынка в упаковках, то тут тренд слабоположительный – наблюдается рост порядка 1%. Эта тенденция стабильна, так как на рынок влияют ряд факторов. Причем, рост рынка в рублях не зависит от роста рынка в упаковках.
Одним из основных факторов, влияющих на фармацевтический рынок, является инфляция. Индекс цен на лекарственные препараты немного превысил показатели предыдущего года. Если за девять месяцев 2011 года цены на лекарственные препараты увеличились на 5,2%, то за восемь месяцев нынешнего года – уже на 5,6%.
В качестве положительных факторов Шуляк отметил то, что россияне стали чаще приобретать более эффективные, но в то же время более дорогие лекарственные препараты. Кроме того, летом нынешнего года Россия вышла на 8-е место в мире по объему фармацевтического рынка с третьим уровнем прироста.
В США за последние 12 месяцев темпы прироста снизились практически в три раза. А Китай и Бразилия показывают значительный рост. «России желательно приблизиться к ним. Эти страны находятся в БРИК, куда входит и Россия, и очень хочется соответствовать стандартам лучших развивающихся стран», – поделился директор компании DSM Group.
Если говорить о среднедушевом розничном потреблении, в России оно составляет 134 доллара на человека. Это выше, чем в Китае и Бразилии, но, к сожалению, ниже, чем в Европе, США и Японии.
Эксперт напомнил, что Дмитрий Медведев поставил задачу достичь уровня среднеевропейских показателей.
«Для этого нам нужно увеличить среднедушевое потребление лекарственных препаратов ровно в три раза, – уточнил С.Шуляк. – Если говорить в целом по среднедушевому потреблению, включая госпитальное, то уже в 2012 году этот показатель достиг 5270 рублей, то есть вырос на 1% по отношению к прошлому году. Темпы прироста в принципе ровные, положительные, и будем надеться, что тренд будет сохраняться в будущем».
Что касается упаковок, то в России на каждого человека приходится 40 пачек лекарственных препаратов в год.
Динамика роста средней стоимости упаковки также относится к ключевым факторам оценки фармацевтического рынка. В первом полугодии 2012 года этот показатель достиг уровня 137 рублей и в последующем также будет расти. За два последних года стоимость одной упаковки увеличилась на 12 и 10% соответственно.
Следуя традиции оценивать бюджет по размерам ВВП, эксперты DSM Group рассчитали и долю фармрынка от ВВП. Без учета осенних месяцев в 2012 году доля пока снизилась до 1,2 %. Но есть большая вероятность, что этот показатель к концу года достигнет 1,4% от ВВП.
В первом полугодии 2012 года розничный сегмент рынка лекарственных препаратов вырос на 14%. Также вырос сектор коммерческих продаж фармацевтической продукции. Государственный сегмент, включающий семь нозологий и прочие показатели, вырос на 3%.
По словам директора DSM Group, отслеживается также и структура ценовых продаж, в том числе доступность лекарственных препаратов для населения. Ценовой сегмент до 50 рублей из года в год сокращается. Если в первом полугодии 2011 года он составлял 11%, то за аналогичный период нынешнего года он уменьшился до 9%.
«Казалось бы – мало, но если оценивать по количеству упаковок, на этот сегмент до сих пор приходится львиная доля продаж на фармацевтическом рынке – 59% в первом полугодии 2012 года, – прокомментировал С. Шуляк. – Получается такая картина: население не отказывается от препаратов этого дешевого сегмента, цены в нем растут, переходят за планку 50 рублей, но все равно люди, привыкшие к определенной торговой марке, продолжают покупать те же препараты».
Очень важный вопрос касается препаратов списка ЖНВЛП. Прирост объемов продаж лекарств этой группы составил 14,6%, что на 0,5% больше, чем в общем по рынку. Зато в упаковках продажи ЖНВЛП выросли на 4,7%.
Анализируя динамику роста цен, Сергей Шуляк сравнил «регулируемые» и рыночные цены. Он отметил, что, несмотря на то, что цены на список ЖНВЛП зарегистрированы и строго контролируются, тем не менее зафиксированы факты повышения цен на препараты группы ЖНВЛП в размере 3,4%. Стоимость же препаратов, которые в данный список не входят, на сентябрь 2012 года повысилась на 6,3%. По ценовой структуре продаж ЖНВЛП она практически такая же, как в целом на рынке.
По прогнозам специалиста, в 2012 году в целом по рынку ожидается прирост в 10%. Объем лекарственных препаратов в коммерческом секторе вырастет на 12%, а в государственном сегменте – на 6%. В долгосрочной перспективе ожидается стабильный рост порядка 10% в год.
«Это хороший показатель, – уточнил С.Шуляк, – Ели учитывать, что среднестатистический мировой рост находится в пределах 4%».
Подготовила Светлана Богданова