До конца этого года Правительством РФ должны быть утверждены несколько госпрограмм, одна из них – «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», которая включает в себя ФЦП «Фарма»

3 октября 2012 г., среда

По мнению Геннадия Ширшова, советника президента Международного института содействия инновационному развитию  по вопросам здравоохранения, вполне перспективный путь развития, на который ориентируются составители госпрограммы, – сотрудничество российских предприятий с международными фармацевтическими компаниями.

Как вы считаете, могут ли заявленные в программе цели быть достигнуты заявленными средствами? Как вы оцениваете объём финансирования программы?

– Для начала несколько общеизвестных фактов: сейчас в связи с жёстким режимом допуска на рынок новейших лекарств во всех странах мира вывод на рынок нового препарата занимает около 15 лет и стоит примерно миллиард долларов.

Если посмотреть на цифры, заложенные в госпрограмме, получится, что государство на 8 лет, с 2012 по 2020 год, выделяет 118 миллиардов рублей. Это всего около трёх миллиардов долларов – стоимость создания с нуля трёх новых препаратов. При этом перечень стратегических лекарств состоит из 57 позиций. Напрямую их создание в рамках программы профинансировать невозможно.

Тогда зададим себе вопрос: «Чего же мы хотим добиться, утверждая такую программу и с таким бюджетом?» Можно сделать вывод, что госпрограмма – это «триггер», спусковой крючок. Государство выделило определённые деньги, но исполнители госконтрактов должны привлечь внебюджетные средства в объёме, равном государственному финансированию. Таким образом, государство стимулирует развитие процессов, связанных с инновациями и разработками.

С другой стороны, оно побуждает и предпринимателей участвовать в этих процессах. Когда представитель частного бизнеса вкладывает деньги, например строит завод, у него есть стимул работать дальше, продвигать свой продукт на рынке – нужно ведь вернуть инвестиции.

Как вы оцениваете общее направление развитие фармотрасли, которое задаётся госпрограммой?

– Насколько можно судить по реализуемым Правительством РФ и Министерством промышленности и торговли  мерам, акцент смещается не только на поддержку компаний, строящих новые предприятия, но и на поддержку мер международного сотрудничества на основе передачи технологий в форме лицензионного или контрактного производства.

В фармацевтике ведущие позиции в мире занимают крупные корпорации Америки и Европы, производящие инновационные лекарства. Конкурировать с ними не имеет смысла. Значит, нужно идти по пути сотрудничества.

А как обстоят дела с медицинской промышленностью?

– Здесь работы ещё больше. С нуля развивать то, что уже производится за рубежом, экономически невыгодно. А вот оказывать поддержку прорывным технологиям, разработкам в области программного обеспечения, пожалуй, наиболее верный путь.

Нельзя отказываться и от международного сотрудничества. Ведь практически вся современная элементная база, которая встроена в медицинскую технику, производится за рубежом.

Очень перспективный путь – совместное производство изделий медицинского назначения, но для этого необходимо привести в соответствие с международными требованиями системы качества большинство предприятий.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International