В Казани подведены итоги анкетирования медработников, которое проводилось для оценки эффективности обучения специалистов здравоохранения по вопросам рационального использования лекарств и концепции Основных лекарств (Формулярной системы). В исследовании приняли участие 442 врача, 283 ординатора, интерна и слушателя циклов повышения квалификации по клинической фармакологии, прошедших обучение в КГМА в 2009-2011 гг.
Как сообщила зав. кафедрой фундаментальной и клинической фармакологии КФУ Лилия Зиганшина, вопросы были посвящены знанию респондентами принципов рационального использования лекарств и Формулярной системы, личному отношению их к Формулярной системе, эффективности ее внедрения и принципов рационального использования лекарств в ЛПУ.
Как показал анализ, 5% врачей не знают о существовании в лечебном учреждении формулярного списка ЛС. Около 30% респондентов в пре-тесте (для оценки исходного уровня знаний и отношения) и около 40% респондентов в пост-тесте (оценка влияния обучения на знания и отношения) считали необходимым изменение существующей лекарственной политики в их лечебном учреждении. «Интересно, что молодые врачи - ординаторы и интерны предлагали различные меры по изменению лекарственной политики в стационаре. Например, закуп ЛС без влияния фармкомпаний, наличие в ЛПУ жизненно-важных ЛС, закупка новых, оригинальных или отечественных лекарств, увеличение финансирования, а также наличие в больнице клинического фармаколога. Около 10% врачей, отметивших необходимость изменения лекарственной политики, считали, что «их мнение всё равно ничего не значит»», - отметила Лилия Зиганшина.
По результатам анкетирования, около 30% респондентов в пре-тесте и 23% респондентов в пост-тесте предпочитали получать информацию от фармпредставителей. 34% врачей предпочитали использовать в качестве источника информации о лекарствах сведения с конференции в начале обучения и 32% – в конце обучения. Анализ показал, что образовательные мероприятия были более эффективны для ординаторов и интернов, чем для врачей. «Как показало анкетирование, сегодня необходимо обучать ординаторов и интернов рациональному использованию ЛС и принципам формулярного регулирования с последующим усовершенствованием в период их самостоятельной врачебной деятельности. Врачи и ординаторы не достаточно критично относятся к коммерческой информации о ЛС, недооценивают ее негативное влияние на лекарственные назначения. Обучение должно быть регулярным в процессе профессиональной деятельности специалистов здравоохранения и обращено к вопросам продвижения лекарств и навыкам его критической оценки», - считает Лилия Зиганшина.