Сергей Цыб подвел промежуточные итоги преобразований российской фармацевтической и медицинской промышленности

12 мая 2012 г., суббота

Были подведены итоги реализации ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».Директор Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации подвел промежуточные итоги реализации ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», как одного из наиболее действенных инструментов комплексного преобразования отрасли.

Во вступлении Сергей Цыб высоко оценил значение Международного форума по фармацевтике, медицине и биотехнологиям «IPhEB»: «Данный форум является уже фактически традиционной площадкой проведения встреч бизнеса, представителей федеральных органов власти, региональных органов власти, общественных организаций и научных учреждений. И действительно, Санкт-Петербург, на наш взгляд, является уникальным городом и поэтому, когда еще формировалась Федеральная целевая программа, формировалась Стратегия, уже закладывался определенный потенциал развития на Северо-Западный регион и, в частности, на Санкт-Петербург».

Человеческие ресурсы, научный потенциал, географическое положение, связи Санкт-Петербурга с многими другими странами предопределили, по мнению Сергея Цыба, активное развитие данного региона в фармацевтическом секторе.

В 2009 году Стратегия принята с двумя определенными задачами: локализовать разработку и производство лекарственных средств и перейти в конечном итоге на инновационную модель развития к 2020 году. Стратегия исходит из нескольких стратегических и тактических задач, и это требует достаточно серьезного пересмотра законодательной базы.

«Законодательное обеспечение сейчас находится в стадии реформирования и фактически должно привести к тому, чтобы этот потенциал, который сегодня существует, был реализован. При этом четко определена лекарственная политика государства, точно определены, соответственно, все заказы системы здравоохранения и точно направлен вектор на развитие собственной промышленности как одного из самых серьезных инструментов достижения тех целей, которые ставит страна, ставит Правительство и Президент сегодня в этой области».

«Большое внимание нужно уделить еще кадровому обеспечению всех тех задач и целей, которые мы перед собой ставим, учитывая, что мы входим уже в такие разработки лекарственных средств, которые ранее в Российской Федерации не производились. Для этого нужны новые экспертизы, новые знания, новые люди, которые могли бы обладать определенным потенциалом для того, чтобы грамотно и с точки зрения независимой экспертизы оценивать те или иные действия, которые совершают компании и учреждения в этом секторе», – отметил Сергей Цыб.

В рамках <разработки> возможного инструментария, который необходимо было после утверждения Стратегии создать в нашей стране, государство встало перед задачей – каким образом, с помощью каких финансовых инструментов и где, в каком именно секторе необходимо поддерживать развитие в этой области. В связи с тем, что различные компании находятся в различной стадии собственного развития, было создано много новых финансовых инструментов, которые сейчас уже активно помогают бизнесу и организациям развивать собственные проекты.

Также представителем Минпромторга было отмечено большое внимание, которое уделяется интеграционным процессам: «В последнее время достаточно большое количество иностранных компаний анонсировали собственные проекты в Российской Федерации и, конечно же, интеграция в мировую глобальную цепочку производства и в мировую глобальную цепочку разработок, на мой взгляд, одна из основных задач, в том числе и для российской фармацевтики».

«В рамках Программы к 2015 году мы должны обеспечить 90% производства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Создана определенная база для развития инфраструктурных проектов, ну и, конечно же, большое внимание уделяется переподготовке и подготовке специалистов».

«В структуре Программы основные средства Программы – это деньги на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Большой блок связан с поддержкой государственных учреждений, в первую очередь, это высшие учебные заведения. И очень приятно, что одно из этих заведений , которое поддерживается в рамках Федеральной целевой программы, находится в Санкт-Петербурге. Это достаточно серьезный, на наш взгляд, очень ответственный проект по созданию нового, современного научно-производственного образовательного центра на базе Государственной химико-фармацевтической академии».

Структура Программы исходит из двух основных разделов:
- повышение конкурентоспособности фармпромышленности за счет производства препаратов из списка ЖНВЛП;
- развитие инновационных проектов, поддержка исследований, отдельных доклинических исследований, клинические исследования, трансферт технологий, создание технологических платформ.

По группе инновационных проектов за последнее время были проанализированы все портфели разработок крупнейших фармкомпаний. Основные тренды, по словам Сергея Цыба, учитываются в Федеральной целевой программе. «Был проведен полный анализ научных разработок в Российской Федерации, определены основные приоритетные направления, в рамках которых сейчас эти проекты реализуются по Федеральной целевой программе».

«Фактически, Программа на сегодня является инструментом коммерциализации результатов прикладных исследований. Эта Программа носит сугубо прикладной характер. Мы финансируем уже те кандидаты в лекарственные препараты, которые имеют понятные механизмы своего действия, при этом фундаментальную часть финансируют другие государственные программы и другие государственные источники. Мы нацелены на то, чтобы все разработки, которые финансируются в рамках Программы, в конечном итоге были коммерциализированы».

Итоги реализации Программы в 2011 году:
- общее число проектов, которые начаты по Программе – 89;
- число организаций-исполнителей – 56;
- более 15 регионов принимают участие в Программе;
- за 2011-2012 гг. пакет заказов, который выполняют предприятия Санкт-Петербурга (их более 15 в Программе) в денежном выражении составляет около 1 млрд рублей;
- общая стоимость начатых проектов около 4 млрд рублей.

«Мы ставим принципиальную задачу – привлечение внебюджетных источников в рамках всех мероприятий Программы, которые позволят, в том числе модернизировать те производственные мощности, которые сегодня в Российской Федерации существуют».

Итоги реализации Федеральной целевой программы в 2011 году по Группе 2 (инновации):

- общее число проектов – 59;
- общая стоимость проектов – более 3 млрд рублей (в том числе на 2011 год – около 660 млн рублей);
- объем привлекаемых внебюджетных средств – 1,9 млрд рублей;
- общее число организаций-исполнителей – 43 (в том числе: вузы – 3; ФГУ, ФГБУ и ФГУП – 8; институты РАН и РАМН -9; частные компании – 23).

Комментируя структуру реализации ФЦП по приоритетным направлениям в области инновационного развития фармацевтической промышленности, Сергей Цыб констатировал, что «фактически все основные приоритетные направления сейчас затронуты в рамках Программы – уже в 2011 году в первый год ее реализации. Мы эту тенденцию будем максимально сохранять и наращивать. И если будут корректироваться каким-то образом планы развития здравоохранения в Российской Федерации, то мы, понятное дело, в общем диалоге с представителями Министерства здравоохранения и соцразвития будем корректировать и планы в рамках развития фармпромышленности в этом секторе и фармнауки».

Подводя промежуточные итоги 2012 года, представитель Минпромторга отметил следующие показатели:

- общее количество проектов – 22;
- количество организаций – 8;
- объем привлекаемых внебюджетных ресурсов – более 2 млрд рублей;
- объем рынка разрабатываемых МНН – более 6 млрд рублей;
- госзакупки – около 2 млрд рублей.

По поводу кластерной модели Сергей Цыб отметил, что Санкт-Петербург – образцовый показатель того, как может строиться такая модель, основанная на взаимодействии между научными, производственными организациями, общественными организациями, системой здравоохранения.

«В Программу заложено создание определенной инфраструктуры, на сегодняшний день это 6 центров, один из которых в Санкт-Петербурге и 5 в других регионах Российской Федерации. Все это наши передовые и известные высшие учебные заведения, но есть и научные институты». Это говорит о том, что потенциал подобного рода учреждений позволяет создавать на их базе подобные центры по разработке лекарственных препаратов.

Также Сергей Цыб рассказал о планах на 2012 год:

- не менее 51 проекта в рамках списка ЖНВЛП;
- не менее 92 проектов в рамках доклинических, клинических исследований, трансферта технологий.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International