ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕЭТИЧНОМУ ПРОДВИЖЕНИЮ ЛЕКАРСТВ

Зиганшина Л.Е., Низамов И.Г., Бурашникова И.С., Хазиахметова В.Н.,
Абакумова Т.Р., Александрова Э.Г., Кучаева А.В., Титаренко А.Ф.,
Кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии
 
Фарминдустрия является отраслью, имеющей наивысшие прибыли от вложений среди всех производственных отраслей. В 2007 году глобальные продажи лекарств достигли 712 миллиардов долларов США (IMS, 2008). Это сопровождается все ускоряющимся ростом цен на лекарства. Производители объясняют рост цен затратами на разработку и исследования. Однако, в реальности, гораздо больше финансовых средств вкладывается в рекламу, стимулирующую прибыль. Так, в 2004 году расходы на прямую рекламу потребителям рецептурных лекарств в США достигли 4 миллиардов долларов (Gagnon, Lexchin, 2008). По данным Росздравнадзора на начало сентября 2009 года в России зарегистрировано 75 378 позиций лекарственных средств (ЛС) (см.: www.roszdravnadzor.ru).
В среднем, один житель России тратит за год на лекарственные средства около 20 тысяч рублей. Российский гражданин и общество в целом, получая минимальные бюджетные заработные платы, платят за лекарственное лечение больше всех в мире. Эти затраты не повышают уровень здоровья. Кроме того, по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время не менее 70% лекарств на мировом рынке являются дубликатами или не жизненно важными средствами. Некоторые лекарства демонстрируют неблагоприятное соотношение риск/польза. Многие новые лекарства имеют показания, не существенные для основных потребностей большинства населения. Все это происходит в результате одурманивающего действия фармацевтической рекламы на всех уровнях оказания медицинской помощи. 
В сложившейся ситуации врачам и пациентам невозможно угнаться за потоком информации о лекарствах, которая в российских условиях практически всецело представлена фармацевтической рекламой в ее самых разных видах. В подавляющем большинстве врачи рассматривают рекламу как основной источник медицинской информации. В этом заключается основная проблема, так как в рекламе либо не указываются вообще, либо приуменьшаются побочные эффекты, риски и противопоказания. Реклама стимулирует назначение конкретного препарата как можно большему числу пациентов с единственной целью – повышения продаж и, соответственно, прибыли.
Внедрение лекарств на рынок происходит с помощью технологий продвижения или так называемых маркетинговых приемов, направленных как на врачей, провизоров, так и на пациентов – население в целом. Зачастую эти методы являются неэтичными и противоречат пользе для отдельного пациента и общественного здоровья.
Влияние фармацевтического маркетинга на врачебную практику и назначение лекарств широко обсуждается в мире. В основе технологий продвижения – коррупционная тактика, хорошо описанная в англоязычной литературе: подарки, бесплатные образцы лекарств, оплата поездки и проживания, гонорар за чтение лекций, и многое другое (Campbell, 2007), но пока не описанная в отечественной литературе.
Это приводит к нерациональному назначению лекарств, за что население расплачивается здоровьем, а государство – жизнями граждан и все возрастающими расходами системы здравоохранения.
В России неэтичное продвижение приняло самые уродливые формы, и не встречает отпора в силу исторически сложившихся медицинских традиций и отсутствия критического отношения к рекламе, отсутствия системы образования в этой области.
В связи с вышесказанным, с целью формирования здорового отношения врачебных кадров к неэтичному продвижению лекарств и улучшения качества оказания медицинской помощи, кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии КГМА занимается разработкой инновационной образовательной программы по вопросам фармацевтического маркетинга у специалистов здравоохранения.
Результаты нашего пионерского исследования, основанные на опросе врачей и ординаторов, показали, что около половины респондентов (53% врачей и 44% ординаторов) встречались с медицинскими представителями 1-2 раза в неделю. Наиболее распространенным маркетинговым приемом, отмеченным респондентами, являлось дарение ручек с фирменными названиями препаратов. Почти 22% опрошенных врачей непосредственно получали вознаграждение за выписывание рецептов на рекламируемые препараты. 6.7% врачей и 34% ординаторов посещали врачебные научно-практические конференции, которые зачастую носят коммерческий характер.
Как показало наше независимое исследование, врачи используют информацию с последней конференции при принятии решений о назначении лекарств. Парадоксально, но при этом врачи полагают, что их собственная тактика назначения лекарств не зависит от фармацевтической рекламы или подвержена ее влиянию в незначительной степени, в отличие от тактики назначений коллег по работе.
Только в связи с фарминдустрией многие, особенно молодые амбициозные доктора видят возможность карьерного и финансового роста, поскольку некоторые авторитеты клинической медицины выведены на орбиту признания фармкомпаниями благодаря рекламе их препаратов медицинской общественности. В связи с этим встает вопрос о престижности профессии врача.
В связи с этим, привлечение внимания не только медицинского сообщества, но и всего общества в целом к этическим аспектам взаимодействий врач/фарминдустрия, фармацевт/фарминдустрия является крайне необходимым. В сотрудничестве с Европейским Бюро и штаб-квартирой ВОЗ кафедра активно внедряет принципы рациональной фармакотерапии на основе независимых источников доказательной информации.
Сотрудники кафедры участвуют в дискуссиях по проблеме агрессивного фармацевтического маркетинга в рамках информационного форума для врачей e-lek, распространяя эту идею среди медицинской общественности. Мы принимаем участие в международных конференциях по данной проблеме, сотрудничаем с международными антипромоционными движениями и организациями (NoFreeLunch, HAI, Healthy Sсepticism). Сотрудники кафедры организовали русскоязычное антипромоционное движение «Нет бесплатным обедам!» Ординаторы КГМА помогли в разработке эмблемы. Цели, задачи и деятельность движения «Нет бесплатным обедам!» представлены на сайте кафедры evidence.edu.mhost.ru:
  • Наша цель - повышение качества медицинской помощи, оказываемой больным.
  • Мы считаем, что фармацевтическая реклама не должна быть руководством в клинической практике.
  • Мы желаем убедить медицинских работников практиковать на основе научных доказательных данных в противовес информации фармацевтических фирм.
  • Мы хотим переубедить врачей, ординаторов и студентов, которые принимают подарки от фармацевтических фирм.
  • Наш способ достижения цели — информирование медиков и общественности:

        o           о различных приемах, используемых фармацевтической индустрией для продвижения их продукции и влияния на врачебные назначения,

       o            об очевидности того, что продвижение лекарств действительно влияет на тактику врачебных назначений, причем используемые способы часто находятся в противоречии с полезностью для пациента
 
С 2007 года на кафедре клинической фармакологии и фармакотерапии введен новый краткий курс по ознакомлению курсантов с многочисленными явными и завуалированными технологиями лекарственного маркетинга, направленный на формирование должного отношения врачей и интернов/ординаторов к проблеме фармацевтического маркетинга и выработку ими навыков критической оценки различных маркетинговых приемов и любой медицинской информации. Проводятся лекционные и практические занятия с курсантами академии c использованием базы данных Кокрейна, содержащей систематические обзоры, а также с разбором информативности рекламных проспектов.
На занятиях проводится первичное анкетирование, направленное на выяснение отношения курсантов к данной проблеме, далее предоставляются данные международных клинических исследований, показывающих негативное влияние фармацевтической рекламы на клиническую практику и рациональность назначения лекарств, освещаются вопросы Российского и международного законодательства в сфере регулирования рекламы лекарств.
На практическом занятии курсантами кафедры в соответствии с разработанным алгоритмом проводится анализ доступных врачам источников медицинской информации — статей в медицинских журналах, рекламных проспектов — на предмет их информативности, научности, обоснованности, представленности сведений о побочных эффектах, соответствия этическим критериям ВОЗ.
Курсанты принимают активное участие в дискуссиях по вопросу фармацевтической рекламы. На кафедре можно обменять ручки с фирменными логотипами и названиями препаратов на оригинальные ручки с антипромоционной эмблемой, изготовленные при получении независимого финансирования.
Создана и постоянно обновляется база рекламных проспектов с примерами неэтичного некорректного неполного вводящего в заблуждение представления информации о лекарственных препаратах. Собран материал по диссертационному исследованию «Изучение влияния различных приемов маркетинга лекарственных средств на качество фармакотерапии, оказываемой больным».
 
Используемые инновационные технологии формирования здорового информированного отношения к продвижению лекарств, как у профессионалов здравоохранения, так и у широкой общественности призваны способствовать осознанию необходимости внедрения службы клинической фармакологии в качестве центрального звена лекарственной политики системы здравоохранения. Это обеспечит работников здравоохранения всех уровней независимой информацией о лекарствах для принятия решений о выборе фармакотерапии конкретному больному, и, конечно, для принятия серьезных решений в рамках организации общественного здравоохранения.
 
 
Публикации по представляемому направлению:
1.                Сборник тезисов Международного конгресса «Развитие фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии в Российской Федерации», 2006г. «Влияние продвижения лекарственных средств на качество фармакотерапии, назначаемой врачами психиатрической клиники» Москва 2006 Бурашникова И.С., Зиганшина Л.Е.
2.                Сборник тезисов «Научно-практической конференции молодых ученых» 18 апреля 2007г. «Отношение ординаторов и интернов Казанской государственной медицинской академии к маркетингу лекарственных средств» Казань: Меддок, 2007. - 256с. с.56-57 Бурашникова И.С.
3.                Conference on Pharmaceutical Policy Analysis 2007, 19-21 september, Zeist, Netherlands, abstracts «Attitudes to pharmaceutical promotion techniques among healthcare professionals in the Republic of Tatarstan, Russia» с.96-97 Burashnikova IS, Ziganshin AU, Ziganshina LE
4.                «Attitudes to pharmaceutical promotion techniques among healthcare professionals in the Republic of Tatarstan, Russia» International journal of Risk & Safety in Medicine 20 (2008) c.57-71 Burashnikova IS, Ziganshin AU, Ziganshina LE
5.                «Отношение к различным приемам маркетинга лекарственных средств среди работников здравоохранения Республики Татарстан» «Общественное здоровье и здравоохранение» 2008 Бурашникова И.С., Зиганшин А.У., Зиганшина Л.Е.
6.                Тезисы к конференции, посвященной юбилею КГМА Влияние активного продвижения лекарств на врачебные назначения в психиатрическом стационаре 2009 Бурашникова И.С,, Кучаева А.В., Ибрагимова Т.Р.
7.                Сборник публикаций, посвященный Заседанию координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию, октябрь 2009, КГМА «МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ МАРКЕТИНГУ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ» Л.Е.Зиганшина, И.Г.Низамов, Бурашникова И.С., В.Н.Хазиахметова, Абакумова Т.Р., Александрова Э.Г., Кучаева А.В., Титаренко А.Ф.,
8.                Сборник публикаций, посвященный Заседанию координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию, октябрь 2009, КГМА «МЕТОДОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ» Л.Е.Зиганшина, И.Г.Низамов, Бурашникова И.С., В.Н.Хазиахметова, Абакумова Т.Р., Александрова Э.Г., Кучаева А.В., Титаренко А.Ф.

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 18:34

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International